Сайт использует технические и персональные данные пользователей для получения маркетинговой и статистической информации. С условиями обработки персональных данных посетителей можно ознакомиться по ссылке.
В случае Вашего несогласия с этими условиями - просим Вас покинуть данный сайт. Если Вы продолжаете находиться и использовать сайт - Вы автоматически выражаете свое согласие с условиями обработки персональных данных пользователей сайта
19.08.2019
«Страйк» в авиации — как и в боулинге, означает удар. Однако в воздухе подобное событие отнюдь не такое радостное, как в игре с кеглями: это столкновение самолета с птицей. 15 августа 2019 г. борт «Уральских авиалиний» Airbus A321 совершил экстренную посадку на поле из-за отказа обоих двигателей вследствие попадания в них пернатых. Возникает вопрос: насколько высок риск авиакатастрофы из-за встреч с птицами?
На самом деле, мелкие происшествия случаются сплошь и рядом: их никто не замечает, и они не приводят к каким-либо серьезным последствиям, поскольку пернатые массой до 3,5 кг просто сгорают в двигателе. Согласно официальной статистике, в России происходит порядка 7 тыс. инцидентов столкновений, в Европе — до 10 тыс. Около 5 % ударов несут риск повреждения мотора, в таких случаях авиалайнер возвращают в ближайший аэропорт, а пассажирам предоставляют другой самолет.
Почему самолеты сталкиваются с птицами
Высота птичьего полета обычно не превышает 150 м, поэтому основной риск у воздушных машин возникает при взлете и посадке. Удар птицы о фюзеляж или крылья неопасен, хуже, когда она попадает в двигатель: увернуться почти невозможно. Мелкую пичугу, простите за подробности, перемалывает, а крупная (более 3,5 кг) может повредить лопасти, отчего в моторе возникнет пожар.
Летчики могут отключить поврежденную турбину, потушить пожар и вернуться в аэропорт вылета (на взлете) либо посадить машину вручную на одном работающем двигателе (при посадке) — этому специально обучают.
Что будет, если повреждены оба двигателя
Поскольку птицы летают стаями, могут пострадать оба мотора, и тогда пилотам остается только спланировать вниз. Здесь многое зависит от высоты: если инцидент с самолетом произошел на эшелоне порядка 3-4 тыс. м и недалеко от аэропорта, то летчики в принципе могут посадить воздушное судно. Практически все зависит от умения чувствовать машину и сохранять хладнокровие. Но близко к земле (менее 1 тыс. м), высоты для маневра не хватит, и сажать самолет придется на ближайшую более-менее ровную поверхность — шоссе, водную гладь, лес или поле (как в недавнем случае). В противном случае есть опасность того, что нос авиалайнера задерется вверх, и он рухнет.
На высоте в 10 тыс. м самолет, в зависимости от типа, может планировать на дистанцию 140-150 км, но случаи столкновений там невозможны, поскольку птицы так высоко не летают.
Как посадить самолет с неработающими двигателями
Если становится ясно, что до ближайшего аэродрома не дотянуть, экипаж принимает решение сажать самолет на ближайшую ровную поверхность или воду. В этом процессе используют ВСУ (вспомогательную силовую установку) — небольшой генератор энергии, активирующий систему управления: приборную панель, рули, закрылки и пр. И часто бывает, что такая посадка заканчивается благополучно.
Так было в 2009 г.: А310 при вылете из Нью-Йорка столкнулся со стаей казарок, и оба двигателя заглохли. Пилотам удалось благополучно посадить многотонную машину на реку Гудзон, и все 155 человек на борту, включая экипаж и пассажиров, благополучно спаслись. Высоты 975 м как раз хватило для того, чтобы развернуть лайнер и приводнить его, не задев моста. По этому случаю потом сняли художественный фильм «Чудо на Гудзоне». В Советском Союзе в 1963 г. Ту-124 благополучно сел на Неву, а всего в истории зафиксирован 21 случай вынужденного приводнения самолетов (в 10 случаях все уцелели).
Сесть на пустырь или поле гораздо сложнее: там играет роль рельеф местности. Посадка производится «на брюхо» без шасси, поскольку на кочках стойка шасси может врезаться в топливные баки, как было во время недавнего инцидента с Sukhoi Superjet 100-95B в Шереметьево. В таком случае топливо воспламеняется, и в салоне возникает пожар. Поэтому можно считать, что пилоты A321 совершили настоящее чудо.
Почему двигатели не закрывают сеткой
Возникает логичный вопрос: почему бы не закрыть двигатель сеткой, которая обезопасит его от попадания птиц? Такая решетка должна быть довольно толстой, чтобы выдержать сопротивление на скорости 800 км/ч, а это препятствует поступлению воздуха в двигатель, и самолет не может летать на высоте, где атмосфера разрежена. А если конструкция попадет в двигатель, она принесет гораздо больше разрушений, чем птица. К сожалению, минусов в такой защите больше, чем плюсов.
Может ли птица разбить окно кабины?
Риск такой есть, особенно от гусей и орлов весом от 5 кг, но он крайне низок. Окна в кабине сделаны из очень прочного трехслойного ламинированного акрила и стекла: они выдерживают град, встречный ветер и удары птиц. Многослойность обеспечивает герметичность обшивки и стекол даже в случае повреждения внешнего слоя. Перед взлетом пилоты включают обогрев окон, чтобы они стали более пластичными и лучше выдерживали удар.
Какие средства защиты есть в аэропортах?
На аэродромах и в самолетах установлены устройства, издающие отпугивающие птиц звуки. Для разгона пернатых стай используют пиротехнику и акустические пушки, но все равно до сих пор не найдено надежного средства для предотвращения столкновений авиалайнеров с пернатыми.
Не меньшую опасность представляют рукотворные летательные аппараты. Несмотря на очевидные риски для полетов авиалайнеров, любители запускают дроны в районах аэропортов. В 2018 г. из-за нашествия беспилотников на 36 часов была приостановлена работа лондонского аэропорта Гатвик, тогда отменили или перенесли почти 1000 рейсов. Небольшой квадрокоптер представляет еще большую опасность, чем птица: столкновение с ним с высокой вероятностью вызовет авиакатастрофу.
Исследователи всего мира разрабатывают датчики, которые могут определить состояние самолета после столкновений с птицами и помочь принять решение о продолжении полета. Возвращение в аэропорт экономически невыгодно для авиакомпаний и неудобно для пассажиров, при этом не всегда необходимо. Системы контроля смогут также в случае серьезных повреждений передавать данные, чтобы техники на земле заранее готовились к их устранению.
Пока не внедрены такие приборы, можно надеяться только на квалификацию пилотов и средства для распугивания пернатых.
Источник: https://tonkosti.ru