Согласен

Условия обработки персональных данных

Сайт использует технические и персональные данные пользователей для получения маркетинговой и статистической информации. С условиями обработки персональных данных посетителей можно ознакомиться по ссылке.

В случае Вашего несогласия с этими условиями - просим Вас покинуть данный сайт. Если Вы продолжаете находиться и использовать сайт - Вы автоматически выражаете свое согласие с условиями обработки персональных данных пользователей сайта

...
Главная Архив новостей 2017 05.05.2017, Росавиация может аннулировать св-ва пилотов

05.05.2017, Росавиация может аннулировать св-ва пилотов

Вернуться назад
Вернуться в каталог

 

Росавиация может аннулировать св-ва пилотов

 

В российской авиации назревает кризис персонала. Как стало известно, пилоты и работники отрасли просят ICAO проверить Росавиацию в части организации обучения и выдачи летных свидетельств. Пилоты опасаются, что в ближайшее время ведомство может аннулировать около тысячи свидетельств, а рынок рискует лишиться четверти пилотов. В ICAO, впрочем, считают, что эти вопросы должны решаться на местном уровне, а в Росавиации объясняют происходящее «повышением безопасности полетов». Эксперты говорят, что ситуация может усугубить и без того надвигающийся на отрасль дефицит пилотов.

Пилоты и работники авиаотрасли обратились с петицией в ICAO, требуя «прекратить произвол со стороны Росавиации в отношении авиационных специалистов и учебных центров». В документе говорится, что ведомство «зачастую не объясняя причин или по-разному трактуя законы» уже аннулировало свидетельства сотен авиационных специалистов, полученные в соответствии с законодательством. Еще тысяча пилотских свидетельств может быть аннулирована в ближайшие дни.

Меры Росавиации касаются «нескольких тысяч авиационных специалистов, в том числе бывших военных пилотов, штурманов и бортинженеров, а также частных пилотов, переучившихся на коммерческих пилотов в негосударственных авиационных учебных центрах» (АУЦ). Пилоты пишут, что негосударственные АУЦ создавались с разрешения самой Росавиации после введения в действие ФАП N147, получали все необходимые сертификаты, а программы подготовки одобряли чиновники. Получение свидетельств частных и коммерческих пилотов после обучения в частных АУЦ полностью соответствовало требованиям, предъявляемым ФАП, и положениям ICAO.

Сейчас действуют две формы подготовки пилотов: начальная в рамках среднего или высшего образования по федеральному госстандарту и дополнительная профессиональная переподготовка специалистов с техническим средним или высшим образованием.

Государственное обучение идет в вузах в Петербурге и Ульяновске (пять лет) и четырех училищах (два года 10 месяцев). АУЦ готовят частных пилотов, но также могут провести переобучение с одного типа самолета на другой, о чем Росавиация выдает свидетельства.

Но теперь, согласно петиции, ведомство «известило региональные отделения о том, что даже если пилоты имеют высшее профессиональное образование, но проходили первоначальную летную подготовку в АУЦ, а не в государственном учебном заведении, то их свидетельства будут изыматься, а новые не выдаваться». Их высшее образование будет считаться нелегитимным. В результате работы может лишиться «как минимум четверть всех пилотов в РФ».

В частности, в конце марта Уральский филиал Росавиации направил письмо в Рособрнадзор с просьбой аннулировать дипломы о профессиональной переподготовке по дополнительной образовательной программе «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации» и отозвать лицензию у Челябинского летного училища гражданской авиации, так как «учреждение оказывает образовательные услуги с нарушениями».

В Рособрнадзоре пояснили, что лицензирование организаций среднего профессионального образования находится в ведении региональных органов: «Если есть основания считать, что училище работает с нарушением, то необходимо обратиться в министерство образования области, которое проведет проверку. Если факт нарушения подтвердится, то отзыв лицензии и аннулирование дипломов осуществляются также органом, выдавшим лицензию, но в судебном порядке».

Представитель Росавиации сообщил, что суды, в которые уже поступали иски против аннулирования пилотских свидетельств, «подтвердили правомерность и законность действий». По данным ведомства, в выданных документах была сфальсифицирована информация о налете, подделаны медицинские справки. Основные нарушения связаны с тем, что утвержденная программа не внесена в приложение к сертификату АУЦ или не осваивается в полном объеме. Целью проверок является повышение качества безопасности полетов, заверили в Росавиации, подчеркнув, что в 2015–2016 годах участились авиационные происшествия в авиации общего назначения, а в 2017 году ситуация уже улучшается.

Пилоты признают, что «на рынке были и недобросовестные учебные центры». Так, в начале 2016 года завершилось расследование о масштабной торговле фиктивными летными удостоверениями пилотов, организованной руководством петербургского ООО «Авиационный учебный центр авиации общего назначения „Крылья Невы“». Но в России остается «много АУЦ, которые готовили пилотов по утвержденным программам подготовки, а выпускники получали законные свидетельства частных и коммерческих пилотов, которые давали им право трудоустраиваться в российские авиакомпании».

В Росавиации утверждают, что свидетельство коммерческих пилотов гражданской авиации можно получить только в летном училище или профильном вузе. Но пилоты считают, что ведомство «проводит карательную политику», пытаясь прикрыть собственные упущения после завершения расследования катастрофы самолета Boeing-737 в Казани в 2013 году. Тогда Межгосударственный авиационный комитет выяснил, что основной причиной трагедии стала неподготовленность экипажа — командир воздушного судна не проходил обучение на пилота и летный сертификат получил необоснованно.

По мнению пилотов, поставить точку в споре может ICAO путем независимого аудита законодательства РФ в сфере авиации и выдачи рекомендаций, как привести его в соответствие с документами организации «в жесткие сроки». Также пилоты потребовали привлечь иностранных специалистов для независимого аудита Росавиации в части организации первоначального обучения и выдачи пилотских свидетельств. Также авторы петиции просят ICAO обязать ведомство вернуть отозванные летные свидетельства. В то же время в организации не горят желанием влезать в конфликт: пресс-секретарь ICAO Энтони Филбин пояснил, что «национальные или корпоративные трудовые вопросы в области воздушного транспорта должны решать соответствующие местные учреждения, компании и организации».

Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что в ближайшие годы и так должен проявиться дефицит пилотов, несколько ослабленный кризисом 2014–2015 годов,- российские авиакомпании наращивают провозные емкости. По словам эксперта, в мировой практике потребности гражданской авиации в пилотах удовлетворяются за счет комбинации частного и государственного образования.

Росавиация уже несколько лет проводит аудит деятельности авиационных учебных центров (АУЦ), заявили «РГ» в агентстве. В прошлом году было аннулировано 65 свидетельств специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации. На апрель этого года аннулировано 409 свидетельств авиаперсонала. Но никак не тысячи.

Эксперты сомневаются, что в этом году агентство начнет массово лишать пилотов их летных свидетельств, как прогнозируют авторы петиции в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). Кстати, ранее они же обращались в Международную ассоциацию воздушного транспорта (ИАТА). Но там не стали реагировать на их петицию, отметил глава интернет-портала avia.ru Роман Гусаров. В целом и в ИКАО, как пишет «Коммерсант», отметили, что речь идет о внутренних нормативах и правилах. Организация недавно проверяла Россию на соответствие международным требованиям авиационной безопасности и не нашла особых нарушений, напомнил эксперт.

Яркое заявление о том, что в России четверть пилотов могут лишиться свидетельств, звучит не совсем логично на фоне того, что в РФ растут объемы авиаперевозок, отметил Роман Гусаров. Кроме того, даже по приблизительным подсчетам, в России 10–15 тысяч пилотов, и тысяча человек — никак не четверть от этого числа, добавил эксперт.

Несколько лет назад вскрылось, что ряд негосударственных АУЦ просто подтасовывали статистику налета часов, данные по медицинскому состоянию тех, кто проходил в них обучение. В связи с нарушениями требований федеральных авиационных правил, в том числе грубых, выявленных в ходе проведения проверок, в 2016 году изъято, аннулировано 13 сертификатов АУЦ, отмечают в Росавиации. Причинами этого стали нарушения, которые в итоге вели к снижению качества подготовки авиационного персонала и увеличению рисков безопасности полетов.

Но закрытие этих АУЦ не приведет к дефициту числа центров по подготовке пилотов. Сейчас в России 23 государственных авиационных учебных центра, еще семь в составе авиапредприятий. На конец 2016 года было 36 самостоятельных и специализированных АУЦ. В 17-ти осуществляется подготовка пилотов авиации общего назначения. Эксперт особо подчеркнул, что АУЦ не выпускают специалистов с высшим образованием. В России только летные училища имеют право выдавать дипломы о высшем образовании.

Выпуск пилотов в образовательных организациях гражданской авиации в 2016 году составил 735 человек, в том числе проходящих обучение в образовательных организациях высшего образования — 314 человек, проходящих обучение в профессиональных образовательных организациях — 421 человек, отмечается в материалах Росавиации.

Кроме АУЦ, есть еще одна лазейка для тех, кто без должной подготовки рвется в небо. А именно наличие иностранного свидетельства пилота. Схема выглядит довольно просто: обладатели такого свидетельства пытаются заочно закончить российские летные училища и тем самым подтвердить свое мастерство, сказал эксперт. Сейчас и такая возможность будет закрыта, отметил он.

Источник: kommersant.ru, rg.ru


К началу страницы